Ампир – утонченность и изысканность Франции XIX века
Французское слово empire (империя) происходит от латинского imperium, что в переводе означает «императорская власть». Стиль «ампир» сформировался на основе классицизма, и во многом свое влияние на развитие данного направления оказал сам Наполеон Бонапарт. И хотя век у ампира был недолгим, пик его популярности пришелся на период с 1799 по 1815 год, за это время он достиг бурного расцвета.
Наполеон известен своим стремлением к роскоши и богатству, поэтому многие элементы ампира были заимствованы из древнегреческого античного искусства и культуры Египта. В отличие от классицизма, где за основу бралось искусство Афин, а образцом для подражания была демократичная Греция, для французского ампира характерно господство римских идеалов.
Многие современники отзывались об этом стиле, как о прямолинейном и холодном, сам Поль Верлен говорил о нем, как о «затвердевшем стиле Людовика XVI». В целом же данное направление в искусстве не стало переворотом и никоим образом не нарушило естественного хода истории. Развивался ампир на основе классических форм, свойственных эпохе Людовика XIV или даже Франциска I. Но все же стремление Наполеона к безграничной роскоши и великолепию наложило свой отпечаток, поэтому в мебели, предметах быта и даже в небольших деталях интерьера так мало черт классицизма или античной классики в первозданном виде.
В 1812 году было закончено и вышло в свет знаменитое произведение лучших придворных архитекторов Бонапарта "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", которое сразу же было признано «Библией» нового стиля.
Итак, что же было характерно для ампира? Прежде всего, в архитектуре, дизайне мебели и предметов быта часто находили применение элементы древнеримского военного снаряжения – это могли быть легионерские знаки, связки копий, щиты, стрелы. Лишь после знаменитого Египетского похода Наполеона начался период заимствования египетских мотивов.
На первый взгляд, ампир – это стиль, в котором полностью исключаются субъективность и творческая свобода художника, однако это вовсе не так. Несмотря на всю свою строгость, регламентированность и жесткость, ампиру были не чужды черты романтизма. Более того, ампир является прямым его продолжением, можно даже сказать, его преемником и учеником. Даже с учетом своей уникальности и многообразия, нигде, кроме Франции, этот стиль так и не прижился. Исключением стала только Россия, проявившая неподдельный интерес к стилю Великой Французской Империи.